Литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion) (Часть-1)
- 17-11-2013, 14:51
- Просмотров: 1976
- Комментариев: 0
- Информация
Литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion) (Часть-1)
Технологии непрерывно развиваются, и на смену традиционно
используемым никель-кадмиевым и никель-металлгидридным батареям пришли
литий-ионные. При примерно одинаковом весе одного элемента они имеют большую
емкость, чем рассмотренные выше аккумуляторы (превосходя
NiCd-аккумуляторы в 4-5, а NiMH в 3-4 раза), и дают более высокое
напряжение на одном элементе. Например, напряжение элемента наиболее
распространенных потребительских форматов у литий-ионных аккумуляторов
составляет 3,6 В, что в три раза больше, чем у NiCd- и NiMH-элементов.
Следовательно, там, где прежде требовались батареи из двух или трех элементов, теперь можно использовать только один. Что касается количества рабочих циклов, то по этому параметру литиевые элементы находятся между NiCd- и NiMH-аккумуляторами. Вообще говоря, данных по реальному количеству рабочих циклов для литий-ионных аккумуляторов пока еще очень мало, так что к приводимым производителями характеристикам следует относиться критически. Однако технология изготовления Li-Ion-устройств быстро совершенствуется, а вместе с этим увеличивается и срок службы батарей.
В литиевых батареях в качестве анода используется металлический литий — один из химически активных металлов, самый легкий, с наибольшим электрохимическим потенциалом, обеспечивающий самую высокую плотность энергии. Благодаря этому теоретическая удельная емкость у аккумуляторных батарей на основе лития максимальна, а источники тока на основе лития обладают высоким разрядным напряжением. Однако химическая активность лития очень осложняет технологические процессы изготовления и предъявляет жесточайшие требования к герметичности источника тока, что в конечном счете сказывается на себестоимости аккумуляторных батарей.
Долгое время вообще не удавалось получить литий-ионные аккумуляторы для коммерческого использования, поскольку производители не могли обеспечить надлежащего уровня безопасности при обращении с ними. Если температура внутри аккумулятора достигнет температуры плавления лития, то в результате бурного химического взаимодействия лития с электролитом может произойти взрыв. Известно, что большое количество литиевых аккумуляторов, поставленных в Японию в начале 1990-х годов, было возвращено производителям после того, как после взрывов элементов питания в сотовых телефонах от ожогов пострадало несколько человек. А последний скандал по поводу взрывов литий-ионных аккумуляторов в мобильниках Nokia разгорелся совсем недавно, в 2003 году, когда ожоги получили более 20 человек. Nokia, конечно, утверждала, что батареи во всех взрывоопасных телефонах были несанкционированно заменены на произведенные сторонними фирмами, но независимые исследования показали, что и некоторые фирменные батареи Nokia тоже не защищены от короткого замыкания и взрыва.
Пытаясь создать безопасный источник тока на основе лития,
производители заменили неустойчивый при повышении температуры в процессе
зарядки-разрядки металлический литий на соединения лития с другими
металлами в оксидах. Сначала для создания литий-ионных аккумуляторов в
качестве активного материала применялся литий/кобальта оксид (Li/CoO2).
Но этот материал довольно дорог, склонен к разложению, которое резко
ускоряется и приобретает необратимый характер, если напряжение
аккумулятора превышает номинальное или падает ниже (например, для
аккумуляторов 3,6 В допустимые пределы — от 2,7 до 4,2 В). Поэтому
использование аккумуляторов на его основе невозможно без специального
контроллера, ограничивающего напряжение заряда и разряда на каждом
аккумуляторе, входящем в состав батареи.
Такой контроллер обеспечивает и безопасность, останавливая работу аккумулятора при превышении предельных величин тока и температуры. Кстати, именно для того, чтобы не допустить использования литий-ионных аккумуляторов в оборудовании, не приспособленном для их применения, производители отказались от выпуска аккумуляторов в габаритах, идентичных массовым бытовым типоразмерам.
Сегодня под названием «литиевые батареи» объединены источники с различной химической начинкой:
- литий/тионилхлоридные (Li/SOCl2);
- литий/серы оксид (Li/SO2);
- литий/никеля оксид (Li/NiO2);
- литий/марганца оксид (Li/MnO2).
Наиболее изученный и технологически отработанный тип литиевых батарей — элементы на основе литий/оксидов марганца (Li/MnO2 и Li/Mn2O4), поэтому они из всей группы самые доступные по цене. Их емкость ниже, чем у материалов на основе кобальта, но они дешевле и не требуют сложного контроллера для управления процессами зарядки-разрядки. Li/NiO2 имеет более высокую емкость, чем предыдущий оксид, но труднее в производстве и более опасен. Поэтому для повышения безопасности в аккумуляторах большой емкости начали использовать смешанные оксиды кобальта и никеля (20-30% никеля).
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.